Радиационная обстановка советский атомный проект термоядерное оружие сверхмощный заряд санитарно-защитная зона Организация системы контроля Глобальные радиоактивные осадки Ядерный полигон Справочные материалы

Аппаратура для регистрации параметров светового импульса воздушного ядерного взрыва. При планировании испытаний мощных зарядов во второй половине 1957 года возникла необходимость контроля величины плотности потока световой энергии [Дж/см 2 ] воздушного взрыва, выделенной на дистанции нахождения самолета от взрыва. Примерно в это же время на базе в Подмосковье приступили к оборудованию специального самолета-носителя Ту-95, запланированного к проведению в дальнейшем испытаний супербомбы.

К этому времени Спецсектор имел уже отработанные методики регистрации в полигонных условиях параметров светового импульса. Применительно к самолетным условиям были изготовлены типовые приборы более высокой чувствительности, что было обусловлено большей удаленностью самолета от точки взрыва, нежели удаления точек контроля на полигоне. Кроме того, должное внимание было уделено повышению виброустойчивости приборов. Здесь дается только краткое описание их принципа действия; описания конструкции и технические характеристики приведены в [1].

Прибор с шифром-названием ИТИ-ДБ (“измеритель теплового излучения…”) предназначался для регистрации текущего во времени значения потока интегрального излучения для данной дистанции. Резистивный датчик прибора, меняющий свое сопротивление при нагревании потоком, изготовлялся в виде плоской спирали из медной ленты толщиной ~ 0, 15 мм и шириной ~ 1 мм. Витки изолировались друг от друга и склеивались, после чего поверхности спирали протачивались. Диаметр спирали ~ 100 мм, сопротивление ~ 5 Ом. Сторона спирали, воспринимающая световой поток, была зачернена. Датчик включался в равноплечий мост, конструктивно и схемно симметричный относительно измерительной диагонали, в которую включался шлейф осциллографа. Питание схемы от бортсети 27В. Схема имела балансировку и автоматическую тарировку. Чувствительность датчика регулировалась загрублением посредством дырчатых решеток (с определенным коэффициентом пропускания) и увеличением номинала двух пассивных резисторов моста, симметричных относительно измерительной диагонали. Датчик и компенсационный элемент аналогичной конструкции размещались в выносном металлическом корпусе с окном, закрытым прозрачным оргстеклом.

Прибор с шифром-названием КСВМ («калориметр световой вспышки механический») предназначался для регистрации максимального значения потока интегрального излучения для данной дистанции. Прибор работал на принципе механического «запоминания» температурного удлинения плоской протяженной металлической пластины с зачерненной рабочей поверхностью, которое после опыта измерялось микрометром. Удлинение пластины вызывало соответствующее перемещение измерительного стержня с трением, достаточным для удержания положений стержня при осевых перегрузках до 250g. Габариты прибора: длина 290 мм, диаметр 35 мм.

На самолете аппаратура (прибор ИТИ-ДБ и два прибора КСВМ) располагалась в съемном контейнере, помещаемом на место хвостовой орудийной турели бомбардировщика. Положение контейнера могло регулироваться, обеспечивая необходимую ориентацию приборов по направлению к предполагаемой точке взрыва.

В контейнере устанавливалась также другая аппаратура. Это разработанные в Спецсекторе приборы с фотоэлектрической регистрацией во времени интенсивности свечения первой фазы воздушного взрыва в ограниченном спектральной диапазоне, а также промышленные малогабаритные киносъемочные аппараты АКС (с системой автоматики, обслуживающей киноаппараты) для съемки взрыва.

Процесс имплозии в аварийном режиме существенно отличается от условий номинального режима и является, как правило, более сложным. Создание расчётных методов оценок параметров надкритичности заряда в этих условиях требует достаточной степени развития вычислительных средств и накопления результатов, полученных в конкретных экспериментах (ядерных испытаниях). Ядерные испытания в Арктике Взрыв сверхмощной советской термоядерной бомбы Основные факторы риска Облучение людей Регистрация параметров ядерного взрыва