Ядерная индустрия явление радиоактивности деление урана урановый проект атомное оружие взрывное получение энергии тяжелая вода Манхэттенский проект США применила атомные бомбы Перспективы Ядерной физики Комиссия по ядерной энергии


Астон Френсис (1877-1945) – английский физик, ин. ч.-к. РАН (1924), ин. ч.-к. АНСССР (1925). Создал масс-спектрограф, с его помощью открыл и исследовал многие стабильные изотопы. Построил кривую упаковочных коэффициентов. Нобелевская премия 1922.

Немецкий ученый той эпохи жил замкнуто, интересуясь только своей наукой и не ввязываясь ни в какую политику, не думая ни о государстве, ни об общественности. «Аполитичный немецкий профессор» стал той символической фигурой, которая часто появлялась на страницах немецкой и зарубежной печати в самом карикатурном виде. Германия не имела вековых национальных традиций, как, например, Франция. Германия никогда не шла по пути империалистического развития, как Англия. Она была неоднородным конгломератом мелких государств, не объединенных ни внешней, ни внутренней политикой. Когда в период между двумя мировыми войнами к власти пришел национал-социализм, «аполитичный немецкий интеллигент» предпочел укрыться в своей норе, чем выступить с каким-либо протестом. Новому режиму, однако, было не по себе, что такая большая и нужная ему профессиональная категория оставалась нейтральной по отношению к новому государству. Поэтому развернулась пропаганда, направленная против «интеллигентов» и «высокомерных академиков».

Национал-социалистская партия в то время стремилась перетянуть рабочего на свою сторону. Она старалась освободить его от марксистских традиций и сделать его националистом. Но это было нелегко, потому что классовое самосознание уже прочно укоренилось в среде рабочих. Тогда партия прибегла к более простому средству. Сословие «академиков» и «интеллигентов» стали поносить на всех перекрестках. Многочисленные партийные ораторы вплоть до самого начала войны не пропускали ни одного случая, чтобы не ругнуть ученых. Так, например, государственный деятель Роберт Лей, выступая на большом собрании рабочих военной промышленности, иллюстрировал свою мысль таким «ярким примером». «Для меня, - говорил он, - любой дворник гораздо выше всякого академика. Дворник одним взмахом метлы сметает в канаву сотни тысяч бактерий, а какой-нибудь ученый гордится тем, что за всю свою жизнь он открыл одну-единственную бактерию!». Протоколы и стеки протоколов Локальные сети

Только после поражений на фронтах войны отношение к учёным начало меняться. Геббельс издал директиву о том, чтобы впредь в прессе, по радио, в кино, в театре и в литературе больше не было выступлений против ученых и исследователей, против учителей и духовенства, а, напротив, подчеркивалось бы большое значение их деятельности. Несмотря на то, что к науке Геббельс отнюдь не имел никакого отношения, он пригласил в Гейдельберг профессоров и директоров высших учебных заведений, чтобы объявить им о том, что государство высоко ценит труд ученых.

В условиях повальной мобилизации конца войны, 10 тыс. ученых, техников, специалистов и инженеров были сняты с фронта и водворены на свои места для решения неотложных задач. Чтобы предотвратить вымирание целых научных дисциплин и сохранить незаменимые кадры, было даже решено отозвать с фронта 100 ученых гуманитарных наук.

Арцимович Лев Андреевич (1909-73) – физик, академик АНСССР (1953), академик-секретарь Отделения общей физики и астрономии АН СССР (с 1957). Герой Соц. Труда (1969). Родился в Москве. Окончил Белорусский университет в Минске (1928). В 1933-1944 гг. работал в Ленинградском физико-техническом институте АН СССР.
Ядерные испытания в Арктике История создания атомного и термоядерного оружия Развитие ядерной индустрии в США, Англии, Франции и Канаде