Экологические проблемы эксплуатации АЭС


 

Как отмечалось выше, тяжелые металлы вызывают серьезные нарушения здоровья, приводят к деградации почв, коррупции. Необходим межсекторальный подход к решению проблем тяжелых металлов с участием производителей, пользователей, правительств, общественных организаций. Необходимость выполнения проектов, направленных на снижение уровня загрязнения тяжелыми металлами и их негативного воздействия на здоровье, отражена в Стратегическом подходе к международному регулированию химических веществ (СПМРХВ), который был принят правительствами стран в феврале 2006 года. Россия и Украина ведут большую работу по выполнению конкретных положений СПМРХВ.

Тем не менее, многоаспектный характер рассмотренной проблемы загрязнения окружающей среды России и Украины тяжелыми металлами и их воздействия на здоровье населения этих стран определяют необходимость разработки и осуществления более конкретных мер по снижению загрязнения и предупреждению вредного воздействия тяжелых металлов на здоровье человека. Эти меры должны включать действия на уровне государства, а также активное участие общественности в процессе мониторинга выполнения принятых решений.

НА УРОВНЕ ГОСУДАРСТВА:

Составление полного информационно-аналитического обзора (Государственного доклада) на основе имеющихся данных по загрязнению окружающей среды тяжелыми металлами.

Разработку необходимых нормативно-правовых документов (правила, регламенты, инструкции и пр.), определяющих обращение, учет и практическое использование кадмия, ртути и свинца, их соединений и изделий, переработку отходов производства и потребления.

Проведение полной инвентаризации (создание базы данных) техногенных и природных источников эмиссии кадмия, свинца и ртути в окружающую среду. Энергия морей и океанов Энергия океана - огромный источник природных энергетических ресурсов. В числе основных установок, использующих энергию океана, рассматриваются: Приливные электростанции (ПЭС); Волновые электростанции (ВолЭС); Электростанции морских течений (ЭСМТ);

Упорядочение ввоза импортных приборов и изделий, содержащих тяжелые металлы. Это положение особенно важно в связи с развитием международной торговли товаров, содержащих опасные химические вещества, включая тяжелые металлы. Расширение международной торговли приводит к глобализации многих проблем в области охраны окружающей среды и здоровья. По данным ЮНЕП, поток товаров, содержащих тяжелые металлы, представляет собой основной источник воздействия этих опасных веществ на здоровье людей в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.

Важно поддерживать разработку дальнейших глобальных действий в связи с использованием тяжелых металлов и активно участвовать в этой работе на уровне правительств.

Важно поддержать решение о необходимости скоординированных международных усилий по защите здоровья людей и окружающей среды, подвергающихся воздействию тяжелых металлов в результате международной торговли товарами и отходами, содержащими эти опасные вещества.

Решение проблемы отходов

Создание единой и обязательной для всех пользователей системы учета, сбора, транспортировки и переработки отходов, содержащих кадмий, ртуть и свинец путем формирования региональных специализированных центров и сети специализированных предприятий по их сбору.

Введение жесткого регламентирования (запрета) на захоронение опасных отходов, содержащих тяжелые металлы, на полигонах и свалках. Целесообразно установить нормативы по сдаче таких отходов.

Решение проблемы отходов тяжелых металлов, как в целом и проблемы опасных отходов, в значительной степени зависит от четкой организации работ в этой сфере.

К организационным мероприятиям, направленным на решение наиболее неотложных заданий, должно быть отнесено:

определение перечня объектов образования опасных отходов и обеспечение их подотчетности;

разработка перечня опасных отходов, которые подлежат утилизации и организованному удалению в первую очередь;

определение базовых предприятий по утилизации наиболее ресурсно-ценных опасных отходов и по обезвреживанию наиболее опасных отходов, не подлежащих утилизации;

определение долевого участия предприятий и организаций в осуществлении основных мероприятий обращения с опасными отходами, в т.ч. в создании соответствующих региональных комплексов;

организационное (со стороны местной власти) обеспечение механизма аккумуляции средств.

К наиболее актуальным заданиям нормативного регулирования обращения с опасными отходами принадлежат:

внедрение новой редакции классификатора отходов, гармонизированного с Европейским перечнем отходов;

разработка перечней отходов по категориям опасности на основе указанного классификатора и их узаконение;

разработка требований и правил по размещению (хранению) отходов по категориям опасности и разработка методологии оценки риска для окружающей среды и здоровья людей;

разработка методических (и классификационных) принципов по отнесению отходов к категории опасных;

реформирование системы государственного статистического учета отходов и разработка их новой статистической классификации на базе новой редакции классификатора отходов, гармонизированного с Европейским перечнем отходов;

установление требований к осуществлению операций обращения с опасными отходами;

установление правил перевозки опасных отходов. Их идентификации. Классификации, упаковки и маркировки;

установление норм и правил при эксплуатации полигонов, предусматривающих ограничение и постепенное сокращение объемов захоронения необработанных опасных отходов;

установление требований и правил при сжигании опасных отходов и других операциях обращения с опасными отходами, которые отвечают европейским стандартам;

реформирование системы платежей за размещение отходов, которая бы учитывала соответствующие риски, а также предусматривала бы установление более жестких нормативов оплаты и внедрение прогрессивной шкалы платежей за хранение опасных отходов;

установление порядка хранения отходов, в первую очередь опасных, на территориях предприятий.

Основным заданием решения проблемы остается строительство региональных полигонов (технологических центров, комплексов) по обезвреживанию, утилизации и удалению опасных отходов и создание соответствующей инфраструктуры. Их финансирование целесообразно осуществлять на многосторонней основе с долевым участием предприятий и организаций, в которых образуются отходы, а также государственного и местных бюджетов. Это может быть обеспечено путем создания механизма аккумуляции средств как на центральном., так и региональных уровнях для реализации соответствующих мероприятий. Это может осуществляться в рамках региональных и государственного целевых фондов. Такие целевые фонды могут иметь как самостоятельный статус, так и быть частью фондов охраны окружающей природной среды.

Вместе с тем, общегосударственный характер проблемы опасных отходов определяет также обязательность централизованного бюджетного финансирования приоритетных мероприятий, особенно тех, которые касаются научно-технических проектов. На бюджетное финансирование целиком ложится разработка научно-методического и нормативно-правового обеспечения решения проблемы. На паритетных началах должны также привлекаться средства местных бюджетов, внебюджетных и инновационных фондов.

Технические решения по снижению выбросов

Создание регистра методов, способов, технологических решений по снижению выбросов тяжелых металлов предприятиями различного ведомственного подчинения, по очистке, рекультивации загрязненных территорий, детоксикации жилого фонда, производственных помещений, обезвреживанию и переработке отходов.

замена используемых на железнодорожном транспорте щелочных (никель-кадмиевых) аккумуляторов свинцово-кислотными, а в дальнейшем - необслуживаемыми кислотно-свинцовыми аккумуляторами, в соответствии с требованием Директивы ЕС 2006/66/ЕС от 6 сентября 2006 г., запрещающей распространение на рынке аккумуляторов, содержащих более 0,002 % кадмия,

Отказ от использования свинцовых пигментов в производстве декоративных красок, замена их ферритами, титанатами, алюминатами. В этом отношении необходимой мерой является организация строгого экологического контроля (как государственного, так и производственного).

Разработка высокочувствительных методик определения ртути и её производных (метилртути) в объектах окружающей среды, продуктах питания и биожидкостях человека.

Обеспечение лабораторий государственного контроля современным аналитическим оборудованием, реактивами и приборами. Создание высокочувствительных автоматических анализаторов.

Снижение негативного воздействия тяжелых металлов на здоровье

Совершенствование системы государственного санитарно-гигиенического и экологического контроля, включающего оценку воздействия тяжелых металлов и их соединений на здоровье населения, содержание в компонентах окружающей среды, а также производственных зонах и зонах воздействия предприятий, применяющих тяжелые металлы в производственном процессе или использующих сырье с их высоким с содержанием.

Создание системы непрерывного автоматизированного мониторинга содержания тяжелых металлов в воздухе рабочих зон производственных предприятий, осуществляющих выбросы тяжелых металлов в атмосферу, а также в крупных городах в местах массового скопления людей (объекты транспортной инфраструктуры, торговли, досуга, учреждения образования, медицины и др.) для предотвращения террористических актов.

Разработка и внедрение государственных программ, в рамках которых могли бы проводиться действия, направленные на уменьшение токсического влияния тяжелых металлов на здоровье населения. Результаты выполнения таких программ, охватывающих, в первую очередь, индустриальные регионы, привели бы к уменьшению поступления в окружающую среду свинца, ртути и кадмия из промышленных источников и транспорта, снижению уровня их содержания в почвах, а значит и в продуктах, в биосубстратах организма. При этом следует ожидать значительного уменьшения количества лиц – носителей тяжелых металлов.

Россия и Украина фактически не участвуют в Европейском процессе выполнения национальных планов по окружающей среде и здоровью. Национальные планы действий по гигиене окружающей среды (НПДГОС) выполнялся формально. Между тем, определенные в НПДГОС приоритеты остаются актуальными и сегодня. Более того, решения Четвертой Европейской конференции на уровне министров здравоохранения и окружающей среды (Будапешт, 2004) требуют продолжения действия таких Планов с акцентом на уменьшение влияния факторов среды, в т.ч. и тяжелых металлов, на здоровье детей.

Информирование

Организацию и осуществление просветительской деятельности среди практических работников и широких слоев населения, обучения представителей различных учреждений и организаций, муниципальных структур.

Роль неправительственных организаций

В решении проблем загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами существенную роль может сыграть общественное экологическое движение страны. Неправительственные организации должны активно участвовать в формировании национальной политики по предотвращению загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами, реализовывать контрольные функции в процессе выполнения природоохранных программ, обмениваться соответствующей информацией с общественными организациями других стран.

Они должны выступать за скорейшую ратификацию и безукоснительное выполнение положений международных соглашений, регулирующих обращение с опасными химическими веществами и отходами.

Общественные организации могли бы также осуществлять функции информирования населения по проблемам опасности тяжелых металлов, проводить независимую экспертизу по загрязнению окружающей среды.

Многие общественные организации России и Украины подписали Глобальное общее заявление неправительственных организаций/организаций гражданского общества по Стратегическому подходу к международному регулированию химических веществ. Они выразили свое согласие с ключевыми положениями СПМРХВ, а именно:

О необходимости принимать меры по «уменьшению рисков для предотвращения пагубного воздействия химических веществ для здоровья детей, беременных женщин, населения детородного возраста, престарелых, бедных, трудящихся и других уязвимых групп населения и чувствительной к этим веществам окружающей среды.”

О необходимости “применять принцип предосторожности” и “уделять первоочередное внимание принятию превентивных мер, таких как предотвращение загрязнения.”

О необходимости решения проблем “отсутствия возможностей для регулирования химических веществ в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, зависимости от пестицидов в сельском хозяйстве, воздействия вредных химических веществ на работников и проблему, связанную с долгосрочным воздействием химических веществ как на здоровье человека, так и на окружающую среду.”

О принятии обязательств по «продвижению и поддержке развития и применения и дальнейшего совершенствования более экологически безопасных альтернатив, включая чистое производство, информированное замещение химикатов, вызывающих особую обеспокоенность, и не химические альтернативы.»

О необходимости обеспечить “адекватную передачу более чистых и безопасных технологий” с призывом сделать доступными как «существующие так и новые источники финансовой поддержки.”

О необходимости обеспечить «для всех заинтересованных субъектов создания потенциала, профессиональной подготовки и обучения, а также обмена информацией по вопросам рационального регулирования химических веществ.”

О том, что “рациональное регулирование химических веществ абсолютно необходимо для достижения цели устойчивого развития, включая искоренение нищеты и болезней, улучшение здоровья человека и окружающей среды и повышение и поддержание уровня жизни в странах на всех уровнях развития.”

О принятии обязательств по “оказанию содействия и поддержки конструктивному и активному участию всех секторов гражданского общества, в частности женщин, трудящихся и коренных общин, в регламентационном и других процессах принятия решений, касающихся обеспечения химической безопасности.”

О принятии обязательств по обеспечению доступа к «информации и знаниям, касающимся химических веществ на протяжении их жизненного цикла, включая связанные с ними риски для здоровья человека и окружающей среды».

Мы обязуемся сами и призываем все заинтересованные группы, включая правительства, неправительственные организации, частный сектор, межправительственные организации и других, работать вместе во имя осуществления политики СПМРХВ и реформирования национальных законодательств, политики и практики оценки и регулирования химических веществ во имя достижения цели 2020 года во всех странах.

В российской теплоэнергетике начальные параметры стандартизованы: ТЭС и ТЭЦ строятся на докритическое давление 8,8 и 12,8 МПа (90 и 130 ат), и на СКД - 23,5 МПа (240 ат). ТЭС на сверхкритические параметры по техническим причинам вполняется с промежуточным перегревом и по блочной схеме. К суперсверхкритическим параметрам условно относят давление более 24 МПа (вплоть до 35 МПа) и температуру более 5600С (вплоть до 6200С), использование которых требует новых материалов и новых конструкций оборудования. Часто ТЭС или ТЭЦ на разный уровень параметров строят в несколько этапов - очередями, параметры которых повышаются с вводом каждой новой очереди
Природоохранные технологии на АЭС