Экологические проблемы эксплуатации АЭС


Анализ международного законодательства

1. Общеевропейская стратегия сохранения биологического и ландшафтного разнообразия закладывает основы для содействия применению последовательного подхода и определения общих заданий в пределах национальных и региональных усилий, направленных на выполнение положений Конвенции о сохранении биологического разнообразия. Среди существующих проблем называют осушение водно-болотных экосистем, которые играют важную роль в Восточной Европе, включая дельты Дуная и Волги, район Средиземноморья. Отмечается повсеместное ухудшение качества сред существования, главным образом в результате канализации русел и перекрытия водотоков, осушения, добычи торфа, эвтрофикации, подкисления, загрязнения (в частности пестицидами, полихлордифенилами, тяжелыми металлами), уничтожение береговых лесов, разрушение сред существования и аквакультуры, увеличение рекреационной нагрузки, особенно связанной с туризмом и охотой.

3. Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением вступила в силу в 1992 году. Главная цель Конвенции – экологически обоснованное регулирование обращения с опасными отходами. Экологически обоснованное регулирвоание представлет собой охрану здоровья людей и окружающей среды путем минимизации образования опасных отходов, что включает строгий контроль, начиная с образования отходов до их хранения, транспортировки, переработки и окончательного размещения или удаления.

Основные задачи Конвенции:

-минимизация образования опасных отходов с точки зрения их количества и опасности;

-размещение отходов как можно ближе к источнику их образования; Геотермальная энергия В мире промышленное освоение геотермальных ресурсов началось после создания и пуска в Италии в 1916 г. геотермальной электростанции мощностью 7.5 МВт с тремя турбинами фирмы "Франко Този" мощностью по 2,5 МВт каждая. Однако широкое промышленное строительство геотермальных электростанций было развернуто только в 60-х гг. в США, Новой Зеландии, Японии, Исландии и других странах.

-снижение возможности передвижения опасных отходов.

Конвенция рассматривает токсичные, ядовитые отходы, взрывоопасные, возгораемые, коррозийные, экотоксичные и инфекционные,

Базельская конвенция ратифицирована Россией и Украиной

3. Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН, принятая в 1979 г., позволила заложить основу для совместных действий в области борьбы с загрязнением атмосферного воздуха. Этот документ является одним из основополагающих международных соглашений, обеспечивающих координацию усилий в области исследований и мониторинга загрязнения атмосферного воздуха и его последствий на региональном уровне, а также разработки стратегий сокращения выбросов.

Россия и Украина являются Сторонами Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие.

Данный документ положил основу по ограничению выбросов конкретных загрязнителей путем разработки протоколов, обладающих обязательной юридической силой.

На сегодняшний день принято восемь протоколов, направленных на сокращение выбросов и трансграничных потоков серы (диоксида серы), окислов азота, летучих органических соединений (ЛОС), тяжелых металлов, стойких органических загрязнителей (СОЗ) и на снижение выбросов диоксида серы, окислов азота, аммиака и ЛОС, которые вызывают подкисление, эвтрофикацию и образование приземного озона:

4. Протокол по тяжелым металлам принят в 1998 г. в Орхусе, вступил в силу 29 декабря 2003 г. Этот Протокол требует сокращения выбросов трех металлов, оказывающих особо вредное воздействие (кадмия, свинец и ртуть), а также предусматривает возможность включения в случае необходимости других металлов. Стороны Протокола должны сократить выбросы этих трех металлов ниже уровня 1990 г. (или альтернативного года в период с 1985 г. по 1995 г.).

Целью Протокола является сокращение выбросов от стационарных источников при производстве черных и цветных металлов, при процессах сжигания - топлива в энергетике и на транспорте, а также отходов. Протокол обвязывает государства сократить эмиссии тяжелых металлов, в частности свинца, ртути и кадмия до уровня 1990 г.

Указанным Протоколом установлены сроки для обеспечения применения предельных значений выбросов к новым и существующим крупным стационарным источникам, на которых применяются наилучшие имеющиеся технологии и процессы без применения ртути. Протокол требует обеспечить поэтапное прекращение использования этилированного бензина и внедрения мер по уменьшению выбросов ртути.

В целях осуществления указанных мер по ограничению и снижению выбросов тяжелых металлов разрабатываются национальные стратегия, политика и программы которые могут предусматривать: применение экономических рычагов, использование экологически чистых источников энергии, внедрение экологически чистых транспортных систем, постепенное сокращение производств, при которых происходит выброс тяжелых металлов, использование более экологически чистых производств. Могут использоваться запреты или ограничения на продукцию, которая содержит кадмий, свинец, ртуть.

Украина подписала Протокол по тяжелым металлам, но до сих пор не ратифицировала. Россия не подписала этот Протокол.

5. Пристальное внимание мировой общественности к проблеме загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами нашло свое отражение в документах V сессии Межправительственного Форума по химической безопасности (V МФХБ), который состоялся 25 – 29 сентября 2006 г. в Будапеште и документах параллельного мероприятия по тяжелым металлам на этом Форуме, прошедшего накануне - 23 сентября 2006 г. [44]. На V МФХБ было принято Будапештское заявление по ртути, свинцу и кадмию – «Тяжелые металлы: необходимость дальнейших глобальных действий?».

В этом документе зафиксировано влияние ртути, свинца и кадмия на окружающую среду и здоровье человека во всем мире. В нем отмечены текущие и планируемые международные действия для уменьшения рисков, связанных со ртутью, свинцом и кадмием. Особо отмечена продолжающаяся работа глобальной программы ЮНЕП по ртути, и работы по глобальной оценке по кадмию и свинцу.

В Будапештском заявлении по ртути, свинцу и кадмию были рассмотрены последующие шаги в отношении этих тяжелых металлов.

Призываем участников МФХБ начать действия, которые помогут ограничить воздействие ртути, свинца и кадмия на окружающую среду и здоровье человека.

Призываем ВОЗ и другие организации активизировать, сделать полными и расширить действия для достижения этой цели.

Призываем участников Форума организовать, продолжить и активизировать по мере необходимости шаги для уменьшения поставок ртути в глобальном масштабе путем самых различных мер, как, например, запрещение экспорта, предотвращение повторного вхождения излишков ртути на мировой рынок, прекращение производства первичной ртути в глобальном масштабе.

Призываем страны, региональные организации по экономической интеграции, заинтересованные стороны, и в частности, промышленность, рассмотреть, и где возможно, применять различные меры и действия, включая экологически безопасное использование, хранение, рециклирование и утилизацию ртути, свинца и кадмия; а также использование партнерских программ и добровольных соглашений вместе с применением более обязующих инструментов с целью разрешения проблем, связанных с применением ртути, свинца и кадмия.

Призываем Руководящий совет ЮНЕП инициировать и усилить добровольные действия в глобальном масштабе в отношении ртути, свинца и кадмия.

Призываем Руководящий совет ЮНЕП сделать своим приоритетом рассмотрение дальнейших действий, направленных на устранение ущерба, который наносят здоровью и окружающей среде ртуть, свинец и кадмий, сделав оценку необходимости дальнейших действий и рассмотрев все варианты, включая возможность создания обязательного к исполнению правового инструмента, партнерств и других действий в дополнение к уже осуществляемым дискуссиям по этому вопросу.

Призываем Руководящий совет ЮНЕП рассмотреть возможность сокращения использования и/или выпуска ртути в глобальном масштабе.

Призываем участников Форума МФХБ поддержать и сделать вклад в дальнейшие обсуждения вопроса об уменьшении рисков, связанных с ртутью, свинцом и кадмием с особым упором на нужды развивающихся стран и стран с переходной экономикой, которые были начаты на Международной конференции по рациональному использованию химических веществ (ICCM), проведенной в рамках Стратегического подхода к международному регулированию химических веществ (SAICM).

Также призываем участников Форума МФХБ поддержать и принять участие в Глобальных партнерствах по сокращению использования ртути.

Призываем ICCM в рамках SAICM, принимая во внимание возможные решения руководящего совета ЮНЕП, продумать действия на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях в отношении ртути, свинца и кадмия с особым упором на нужды развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

Призываем развитые страны и другие страны, которые имеют для этого возможности, предпринять все необходимое, чтобы поддержать вышеперечисленные действия.

6. Большое внимание решению проблем тяжелых металлов уделяется в Стратегическом подходе к международному регулированию химических веществ (СПМРХВ), принятому странами на Международной конференции по регулированию химических веществ в феврале 2006 года. В Глобальном плане выполнения СПМРХВ перечислены конкретные действия, которые могут способствовать снижению негативной нагрузки тяжелых металлов на здоровье людей и окружающую среду. Так, в разделе, касающемся уменьшения риска, рассматриваются такие меры, как «Содействие уменьшению рисков, создаваемых для человека и окружающей среды, прежде всего свинцом, и ртутью и кадмием, за счет рационального природопользования, и в частности путем тщательного обзора соответствующих исследований, таких как проводимая ЮНЕП глобальная оценка ртути и ее соединений» [45]. Предполагается, что этой работой будут заниматься профсоюзы, неправительственные организации, промышленность, ЮНЕП, ВОЗ, ЮНИТАР, ОЭСР, ПРООН, Всемирный банк.

7. В феврале 2007 г., Руководящий совет ЮНЕП обсуждал вопрос о необходимости защиты здоровья людей и окружающей среды от воздействия ртути. Было признано, что «нынешние усилия по сокращению риска воздействия ртути недостаточны для разрешения связанных с ней глобальных проблем" и пришел к заключению о необходимости дальнейших долгосрочных международных действий.

В связи с этим было принято решение о создании специальной рабочей группы по ртути открытого состава (РГОС), которая включает представителей правительств и заинтересованные стороны для изучения и оценки возможных вариантов по усилению добровольных мер и новых или уже существующих правовых инструментов для сокращения риска, связанного с ртутью.

Руководящий совет ЮНЕП решил заслушать результаты работы этой рабочей группы по ртути в феврале 2009 г. на 25-й сессии Руководящего совета ЮНЕП, чтобы принять решение по ее окончательному докладу.

В российской теплоэнергетике начальные параметры стандартизованы: ТЭС и ТЭЦ строятся на докритическое давление 8,8 и 12,8 МПа (90 и 130 ат), и на СКД - 23,5 МПа (240 ат). ТЭС на сверхкритические параметры по техническим причинам вполняется с промежуточным перегревом и по блочной схеме. К суперсверхкритическим параметрам условно относят давление более 24 МПа (вплоть до 35 МПа) и температуру более 5600С (вплоть до 6200С), использование которых требует новых материалов и новых конструкций оборудования. Часто ТЭС или ТЭЦ на разный уровень параметров строят в несколько этапов - очередями, параметры которых повышаются с вводом каждой новой очереди
Природоохранные технологии на АЭС