РБМК-1000 Топливные кассеты Турбина Разгрузочно-загрузочная машина ВВЭР - 440 Активная зона реакторов Компенсатор давления Реактор БН 600 Российские атомные ледоколы Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки Степени поражения людей


Необычной переделке подвергся на заводе-изготовителе стратегический бомбардировщик Ту-95, которому предстояло доставить бомбу к цели. Совершенно нестандартная бомба длиной около 8 м и поперечником около 2 м не помещалась в бомболюк самолета

Испытание заряда 50 Мт - "кузькина мать".

Создание.

    К разработке устройства приступили после совещания с Хрущевым 10 июля 1961, на котором тот объявил о начале проведения осенью крупной серии испытаний. В состав группы по разработки входили Андрей Сахаров, Юрий Трутнев, Виктор Адамский, Юрий Бабаев, Юрий Смирнов.
    До этой серии максимальным зарядом, испытанным в СССР был 2.9-мегатонный. В 1961 году готовились к проверки устройства в 4, 10 и 12.5 Мт. Решение о создании супербомбы Хрущев принял дабы "показать империалистам, что мы умеем". Безусловно, наработки по конструированию сверхкрупных зарядов уже существовали, но учитывая рекордную мощность и кратчайшие сроки разработки, становится ясно, что командой создателей проделана колоссальная работа.
    Устройство было закончено и испытано уже через 112 дней после встречи с Хрущевым. "Кузькину мать" требовалось показать как можно скорее. Разработка шла ускоренными темпами. На команду разработчиков оказывалось большое давление, усилившееся с публичным объявлением о предстоящем испытании и планами приурочить его к закрытию XXII съезда КПСС. Где-то в середине августа принимается решение по подрыву уменьшенного до мощности 50 Мт заряда, о предстоящем испытании сообщается США. Публичное заявление по поводу планирующегося супервзрыва сделано Хрущевым в речи посвященной возобновлению испытаний 1 сентября 1961 года (в тот же день произведено первое испытание из этой серии).
    Для ускорения процесса велись приближенные и оценочные расчеты, шедшие одновременно со сборкой. Сборка происходила на железнодорожной платформе, на которой бомба и была доставлена к аэродрому. Но были и сомнения в работоспособности устройства. Возникли они в середине октября, когда бомба была почти завершена. Евсей Рабинович выдвинул обоснования, по которым ставилась под сомнение возможность срабатывания устройства. Сахаров и Адамский с Феодоритовым опровергли эти доводы, однако дополнительные расчеты были все же произведены и в конструкцию внесли изменения. Несмотря на это никто со стопроцентной уверенностью не мог гарантировать полный успех - и Рабинович и Сахаров основывались на тех или иных приближениях, слишком мало времени отводилось на разработку. За 6 дней до испытания, 24 октября, вышел окончательный отчет Андрея Сахарова, Юрия Смирнова, Юрия Трутнева, Виктора Адамского, Юрия Бабаева с теоретическими выкладками и расчетами по конструкции бомбы. Теперь оставалось только ждать завершения ее постройки и результата теста.
    Бомба была построена в РФЯЦ-ВНИИТФ (Челябинск-70) с ядерным зарядом, разработанным во ВНИИЭФ (Арзамас-16). Применение такой "супербомбы" с самолета-носителя потребовало создания высокоэффективной тормозной парашютной системы, и она была создана в НИИ парашютно-десантных средств по техническому заданию и при непосредственном участии ВНИИТФ. Размеры этой парашютной системы были необычными. Площадь основного купола парашюта составила 1600 кв. м, что позволяло самолету-носителю уйти на безопасное расстояние от места взрыва.



    Бомба имела трехступенчатую схему, как и американская Mk-41, максимальная из разработанных в США, мощностью 25 Мт. Грубо говоря, обычный ядерный взрыв поджигает 1-й термоядерный заряд, которой, в свою очередь, активирует 2-й термоядерный заряд. На каждой ступени происходит "накачка" мощности от 10 до 100 раз. Корпуса капсул с термоядерным горючим могут быть сделаны из низкообогащенного урана, что приводит к дополнительному росту мощности (в данном случае вдвое).

Создание атомного оружия в СССР: первая атомная бомба РДС-1 Мирная атомня энергетика Промышленные реакторы Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки
Процессы, происходящие в ходе взрыва на значительной высоте, где плотность воздуха невелика, несколько отличаются от происходящих при проведении взрыва на небольших высотах. Прежде всего, из-за малой плотности воздуха поглощение первичного теплового излучения происходит на гораздо больших расстояниях и размер облака взрыва может достигать десятков километров